В Москве будут проведены замеры по выбросу вредных веществ от автомобилей

В столице планируется провести замеры по выбросу загрязняющих веществ в атмосферу от используемого автотранспорта. Отметим, что данные работы будут проведены впервые за последние 10 лет. Замеры будут проводиться на всех улицах Москвы в течение двух лет в режиме недельного и суточного мониторинга.
На основе полученных данных специалисты также сделают прогноз роста вредных выбросов вплоть до 2030 года. Согласно информации, представленной в департаменте охраны окружающей среды, на данное исследование планируется потратить более 14,5 миллионов рублей.
Расчет загрязняющих веществ будет производиться по количеству содержания в воздухе азота, аммиака, серы, соединений свинца, оксида азота, оксида углерода и др. Данные будут собираться при движении автотранспорта по дорогам и улицам. Также будет уделено особое внимание выделяемым веществам при прогреве и пуске двигателя после стоянки.
Оценке подлежат вещества, которые поступают от автобусов, грузовых машин (3,5 и 12 тонн), а также легковых автомобилей (3,5 тонн). В отдельные категории будут отнесены автотранспорт с дизельным и бензиновым двигателями. Предполагается исследовать транспортные потоки по всей улично-дорожной сети.
Мониторинг будет проводиться в течение суток, недели, а также в выходные и будние дни. Некоторые участки могут быть выделены в категорию «базовых» – тогда их исследование будет проводиться более подробно.
Специалисты отмечают, что последнее подобное исследование проводилось ровно 10 лет назад. За указанный период состав автопарка кардинально изменился, то же самое можно сказать о моторном топливе, загруженности дорог и их протяженности. Ввиду всего этого имеющиеся данные можно считать полностью устаревшими.
Исследование будет проводиться с 2011 по 2016 годы. Подобная динамика позволит специалистам спрогнозировать дальнейшее развитие событий до 2030 года. Согласно представленным данным, в Москве на текущий момент зарегистрировано более 5 миллионов автомобилей и 7 тысяч автобусов.
Мосэкомониторинг отмечает, что в 2004 году в атмосфере присутствовало 1,6-1,7 мг/м³ углеводородов в жилых районах, располагаемых вдали от дорог. Вблизи автомагистралей данный показатель находится на уровне 1,7-1,9 мг/м³. Нормативы РФ же отмечают, что в воздухе не должно содержаться суммарных углеводородов.
Учитывая тот факт, что за последние 12 лет автомобилизация в столице увеличилась на 60%, то уровень загрязнения должен быть также увеличен. Предварительные расчеты показали, что загрязнение диоксидом азота ежегодно увеличивается на 3-5%. А данные показатели очень сложно нейтрализовать.
Стоит напомнить, что с 1 сентября следующего года фуры с двигателем ниже класса «Евро-2» не должны будут появляться в пределах МКАД. Дополнительные ограничения накладываются на Третье транспортное кольцо, куда не смогут въехать грузовики с двигателем ниже «Евро-3». То есть запрет будет распространяться приблизительно на 300 тысяч фур.
Одновременно с этим, с 1 января на российских заправках исчезло топливо ниже класса «Евро-3». Говоря о Москве, то она полностью перешла на стандарт «Евро-4». На текущий день более 12 тысяч автобусов в столице используют топливо «Евро-5». Властями также обсуждается вопрос по зависимости налога (транспортного) от имеющегося экологического класса. Но пока данный проект находится в стадии разработки.
М. Блинкин, директор Института экономики транспорта, рассказал, что в последние годы наблюдается тенденция приобретения москвичами автомобилей «Евро-4» и «Евро-5». От них также поступают загрязнения, но ими можно пренебречь.
Образованная пыль на дорогах негативно воздействует на атмосферу и, соответственно, на здоровье людей. Проведенное исследование показало, что шипованная резина способна выбивать частицы из асфальтового покрытия. Это приводит к тому, что за зимний период в воздух поднимается более 400 тысяч тонн подобных частиц. Соответственно, это лишь говорит о необходимости вводить новые стандарты на шипованную резину, использовать другие ее модели.
Факт повышенной запыленности в последние годы в столице подтверждает и Г. Морозова, руководитель городского общества защиты природы. Она отметила, что мониторинг следует проводить на одном участке в разное время года, а также при разных погодных условиях. В этом случае можно будет получить полную картину ситуации.
Представители Мосгордумы уточняют, что необходимо также изучить влияние загрязняющих веществ на здоровье человека, а не только на атмосферу. Дело в том, что превышение того или иного показателя не всегда приводит к заболеваниям. Подобные же исследования пока не проводятся, хотя их важность нельзя не оценить.